Театр XXI века

Logotip.jpg

"Театр XXI века" - это лекционный проект Ассоциации театральных критиков России, проводимый в Омске совместно с Омским академическим театром драмы. 


Что сейчас происходит на русской и европейской сцене, к чему нужно быть готовым, отправляясь в театр, и надо ли вообще учиться смотреть современные спектакли? Цикл лекций «Театр XXI века» будет посвящен самым актуальным вопросам современного театра, а читать его будут ведущие театральные критики, входящие в АТК.

Ассоциация театральных критиков (АТК)

Независимое профессиональное объединение, в которое входят ведущие театральные критики России. АТК была основана в конце 2015 года и включает в себя около 150 профессионалов из разных городов страны.

Лекции будут проходить раз в месяц в Омском академическом театре драмы. Мы приглашаем стать участниками проекта всех, интересующихся современным театром: профессиональных артистов омских театров, студентов профильных учебных заведений, журналистов, пишущих о театре и, конечно же, наших зрителей. Вход на лекции свободный. Предварительная запись по телефону 24-40-18.

Ближайшее событие в рамках проекта

Кристина Матвиенко "Стратегии современного театра: собирая опыт прошлого и слушая настоящее"
Лекция состоится 7 апреля в 14.00 в Голубом фойе театра (со стороны Основной сцены). Вход свободный. Предварительная запись по телефону 24-40-18. Или по ссылке: https://goo.gl/JiPhJG

C2mO_mjo5J0.jpg

Кристина Матвиенко - театральный критик, театровед; куратор "Школы современного зрителя и слушателя" в Электротеатре Станиславский. Куратор программы Russian Case-2018 фестиваля "Золотая Маска" (совместно с Аленой Карась). Кандидат искусствоведения.

Кристина Матвиенко о лекции: «Важнейшим аспектом современного театра является отказ от вертикального сознания. То, чем занимаются сегодня театральные режиссеры, можно определить общим понятием - "исследование". Всматриваясь в настоящее и являясь его частью, они, тем не менее, избегают прямой политической ангажированности. Субъективное переживание - политических, общественных, исторических катаклизмов - интегрируется в само тело спектакля. Так сама эстетика оказывается политическим выбором.Другой важной чертой современного художника является способность аккумулировать множество полярных интересов и методов работы. Именно этим объясняется междисциплинарная природа значительной части современных спектаклей: художники больше не замкнуты внутри территории театра, они этот театр расширяют безгранично. Обращаясь к теоретическому и практическому наследию авангардистов прошлого - скажем, к опыту американского музыкального авангарда и перформанса, - актуальный театр ищет собственные стратегии и тактики, не настаивая на их уникальности, но как бы впитывая в себя богатую традицию и перекодируя ее на новый российский лад. Лекция построена на материале спектаклей и идей Хайнера Геббельса, а также - спектаклей Дмитрия Волкострелова, Максима Диденко, Андрея Стадникова, Всеволода Лисовского».

Прошедшие лекции 

Глеб Ситковский "Как возникла мода на иммерсивный театр и театр ли это вообще?"
Sitkovskiy.jpg

Глеб Ситковский - театральный критик, автор около 1500 статей в различных изданиях, включая "Ведомости", "Газету", "Независимую газету", парижскую Liberation, журнал "Театр", интернет-портал Colta.ru. Был редактором отделов культуры в журналах "Итоги" и The New Times, в газетах "Труд" и "Алфавит". Входил в жюри и экспертные советы многих театральных премий и фестивалей, включая Национальную театральную премию "Золотая маска", Международный фестиваль имени А.П. Чехова и Международный фестиваль "Сезон Станиславского".

Глеб Ситковский о лекционном проекте АТК:

«Мы живем в удивительное время, когда само слово "эксперимент" применительно к тому или иному спектаклю стало многими восприниматься практически как бранное. Я уверен, что эта агрессия общества по отношению ко всему новому порождена очень простым обстоятельством: люди, посещающие театр лишь от случая к случаю, просто не осведомлены о процессах, которые сегодня происходят не то что на сценах мира, но даже в их собственном городе. Винить их нельзя, а надо терпеливо рассказывать, показывать разные примеры и объяснять общий контекст. Среди моих знакомых есть вполне образованные люди, которые могут со знанием дела рассуждать о новых веяниях в литературе или современном искусстве, но проявляют удивительное невежество, как только речь заходит о театральных поисках. В этом отчасти повинны сами театральные критики, которые в какой-то момент упустили из виду, что они должны заниматься не только рецензионной работой, но и просветительской. Надеюсь, большой лекционный проект Ассоциации театральных критиков поможет кому-то разобраться в том, куда движется современный театр и чего хотят эти неприятные "экспериментаторы"».

Анна Банасюкевич "Язык российской современной драматургии"
Anya_Banasyukevich.jpg

Анна Банасюкевич – театральный критик, автор изданий «Театр», «Петербургский театральный журнал», «Новые театральные известия». Арт-директор фестиваля молодой драматургии Любимовка. Ранее работала в литературной части Московского драматического театра имени К.С. Станиславского, в Театре на Таганке (Группа юбилейного года), спецкором редакции «Культура» информационного агентства РИА Новости. Член экспертных советов фестивалей «Золотая маска» и «Ново-Сибирский транзит».

Анна Банасюкевич о лекции:

«Драматургия – это всегда возможность для сцены. В разные эпохи именно текст становился отправной точкой для нового театра: вспомнить хотя бы "новую драму" рубежа XIX-XX веков, Чехова, Ибсена, Метерлинка, Стриндберга. Российская драматургия последних двух десятилетий развивается по сложным траекториям, которые лишь иногда – порой драматично, порой плодотворно – пересекаются с дорогами сегодняшнего театра. В 90-е и "нулевые" драматурги, не чувствуя интереса со стороны "театров с колоннами", создали собственные кластеры – фестивали, открытые площадки, экспериментальные театры. Независимость от жесткого формата сцены привела к появлению множества самобытных авторов, к созданию текстов, своей "непричесанностью", художественной и социальной бескомпромиссностью бросивших вызов практикам от режиссуры. Павел Пряжко, Иван Вырыпаев – их тексты, уже сами по себе, театр. В последние годы ситуация изменилась, а драматургия впитала в себя все то новое, что несет с собой время, в том числе и существенное влияние интернета на повседневную коммуникацию. На лекции речь пойдет о сюжетах, темах и языке современной пьесы, о способе описания или конструирования реальности».

Павел Руднев "Как меняется наше восприятие (Современный театр и зритель)?"
Rudnev_Pavel.jpg

Павел Руднев – театральный критик, театральный менеджер. Помощник художественного руководителя МХТ имени А. П. Чехова и ректора Школы-студии МХАТ по спецпроектам. Кандидат искусствоведения. Окончил театроведческий факультет ГИТИСа (1998), курс Натальи Крымовой. Театроведческая специализация — современная драматургия. Опубликовал более тысячи статей о театре в различных изданиях. Член редколлегии журнала «Современная драматургия». Член жюри драматургических премий. Ведет заочный курс по театральной критике в РАТИ (ГИТИС), читал лекции в различных вузах. Книги: «Театральные взгляды Василия Розанова», «Путин. doc. Девять революционных пьес», «Мартин Макдонах. Человек-подушка и другие пьесы». Переводчик пьес (Мартин Макдонах, Марк Равенхилл, Джеймс Патрик Донливи, Ингеборга фон Цадов, Роб Беккер, Мика Мюллюахо, Джон Майтон, Морис Панич и др.).

Павел Руднев о лекции:

«Очевидно, что современное искусство стало другим, существует по другим законам. Безусловно, меняется сам художник, меняются его цели и задачи, его инструментарий. Но, прежде всего, меняется сам зритель и способ его восприятия этого мира. Меняется конвенция "артист - зритель": чего ждет художник от аудитории, в чем обязанность зрителя перед театром. Более того, искусство начинает изучать это восприятие, каким образом человек формирует в себе художественный образ».
Дина Годер "Театр и новые технологии"
годер.jpg
Дина Годер - театровед, театральный и анимационный обозреватель. С 2002 года руководитель и преподаватель Школы культурной журналистики (Петербургский фонд культуры и искусства "ПРО АРТЕ"). С 2007 года - программный директор Большого Фестиваля Мультфильмов.

Дина Годер о лекции:

«Два человека на коврике – это театр, но и выскотехнологичное представление, где людей вообще нет – тоже может быть театром. Сегодняшняя сцена не боится достижений прогресса, а напротив, старается успеть за ним: самого разного рода проекции, видеомэппинг, интерактивная, созданная на компьютере среда, роботы – это реальность сегодняшнего театра. Экспериментальная организация звука, которая переносит зрителя на другой конец света, включение в спектакль актеров находящихся очень далеко, танец под музыку собственного организма, самое далекое и самое близкое – все это стало возможно, благодаря новым технологиям. И все это не отменяет непосредственного переживания зрителя, а существует для него, дает ему новые возможности. Об этом мы и поговорим на лекции».
Алексей Киселев и Феликс Сандалов "Жанры, которых (уже) нет"
DIhjmGVz5Q4.jpg

Алексей Киселев – театровед, театральный критик. Программный директор фестиваля «Текстура» (2013), член экспертного совета фестиваля «Золотая маска» (2014/2015, 2017/2018). Публикуется в изданиях «Афиша-Daily», «Ведомости», Esquire, Colta, «Театр.» и др. Выступает с лекциями о театре прошлого, настоящего и будущего. Ведет страницу «Театральный ворс» в Фейсбуке и твиттер-аккаунт «Подозритель».

Феликс Сандалов – журналист, главный редактор интернет-журнала «КРОТ»,ex-главный редактор портала «Инде», специалист в области DIY-культуры. Автор книги «Формейшн. История одной сцены» о музыке российского андеграунда 1990-х. В прошлом – редактор и музыкальный обозреватель журнала «Афиша».

О лекции:

«Четвёртая серия интерактивного диалога о жанрах, которых нет. В Казани журналист Феликс Сандалов вместе с театральным критиком Алексеем Киселёвым осуществили тотальную ревизию самых неправдоподобных жанровых комбинаций в современном театре ("Жанры, которых (вы думали что) нет"). В Москве структура этой же лекции была переработана в соответствии с принципом квантовой спутанности ("Жанры, которых нет (на самом деле нет)"). В Ростове-на-Дону мысленный вектор диалога был направлен в будущее ("Жанры, которых (ещё) нет"). Четвёртая серия процессуальной лекции будет представлена в Омске, её главным объектом изучения будет феномен фантомного жанра ("Жанры, которых (уже) нет"). В частности, речь пойдёт о том, что такое классический театр, и почему его в действительности не существует».