<< В ВЕРСИЮ ДЛЯ
  СЛАБОВИДЯЩИХ

Основная сцена

Биляна Срблянович
Смерть не велосипед, чтоб ее у тебя украли


Трагикомедия
Спектакль в одном действии
Перевод с сербского Ларисы Савельевой


Режиссер-постановщик – Анджей Бубень
Художник-постановщик – Олег Головко
Художник по костюмам – Светлана Матвеева
Режиссер по пластике – Юрий Васильков
Композитор – Виталий Истомин
Художник по свету – Евгений Ганзбург

Действующие лица и исполнители:

Надежда – Ирина Герасимова
Папа – народный артист России Валерий Алексеев
Прапорщик Йокич – Виталий Семенов
Александра – Анна Ходюн
Малая, второгодница – Алина Егошина
Ропац – заслуженный артист России Михаил Окунев
Дама – народная артистка России Валерия Прокоп
Алекса – Владислав Пузырников
Ведущий - Егор Уланов

Премьера спектакля 29 марта 2013 года

Сцены из спектакля








Александр Вислов, театральный критик, (Москва)
о спектакле «Смерть не велосипед, чтоб ее у тебя украли» Б. Срблянович. Режиссер – Анджей Бубень


В контексте

Мне кажется, о спектакле «Смерть не велосипед, чтоб ее у тебя украли» нужно говорить в контексте последних работ Омского академического театра драмы. Последние два сезона демонстрируют нам новый этап в жизни Омской драмы: разные спектакли, разные подходы, попытки разговора на разных эстетических и художественных уровнях. И, на мой взгляд, три последних премьеры большой сцены – спектакли «Лжец», «Бег» и «Смерть не велосипед, чтоб ее у тебя украли» - это очень серьезная история, демонстрирующая широту взгляда, широту эстетического охвата, способность, возможность и готовность театра работать в разных художественных системах, не бояться ломать стереотипы, двигаться в какую-то новую сторону, окунаться в новую стихию.
И в этом контексте спектакль Анджея Бубеня, мне кажется, представляет чрезвычайный интерес, как пример попытки (и попытки достаточно серьезной и вполне состоявшейся) скрещения, условно говоря, современного европейского театрального языка с традициями русской актерской школы, ярчайшим представителем и одним из главных наследников которой на сегодняшний день в России является Омский театр. И это скрещение дает очень любопытные всходы.

Страдающая душа современного человека

Очень важно, что эта пьеса Биляны Срблянович, замечательного сербского драматурга, одного из лидеров современной европейской драматургии, в свое время сильно прозвучавшего в России после премьеры в «Современнике» спектакля Нины Чусовой «Мамапапасынсобака», впервые поставлена не в Москве, не в Петербурге, а именно в Омске.
Эта пьеса является прекрасным образцом современного драматургического мышления. Она демонстрирует нам страдающую душу современного человека, человека одинокого, потерянного, со всеми его страхами, фобиями, комплексами, человека, лишенного корней, человека, брошенного на перепутье, мучительно пытающегося уцепиться за что-то в этой жизни, ищущего опору в воспоминаниях о прошлом, ищущего корень всех зол в проклятом социалистическом прошлом, и в конечном итоге не находящего, не умеющего найти твердую почву под ногами.
Конечно, пьеса достаточно пессимистична, трагична, потому что она впрямую говорит о смерти. В этой пьесе нет ни одного счастливого человека, в ней, перефразируя Льва Толстого – каждый несчастлив по-своему.

Задышать

Я думаю, в этой эффектной, но очень жестко заданной форме, которую предложил режиссер (я сюда включаю и визуальное, и пластическое, и некое концептуальное режиссерское решение) пока еще не все артисты смогли окончательно «задышать». Понятно, что это непростая история, и непросто сразу включиться в нее, встроиться в нее и задышать в ней, что называется полной актерской грудью. У кого-то из артистов это получилось уже на премьере, кому-то конечно еще нужно время. Это понятно. Все-таки это некий новый опыт для большинства артистов, занятых в спектакле. Но я думаю, что то человеческое содержание, которое, безусловно, есть в пьесе Биляны Срблянович, как никто другой могут продемонстрировать нам замечательные мастера сцены из Омска.

Трудовая победа

Наш современный российский театр (хотя с Омском это связано в меньшей степени) сейчас очень сильно заточен на развлечения, на веселье, на комедии, на радость и счастье, и даже если нам показывают непростые драматические истории, то непременно со счастливым концом. «Смерть не велосипед», несмотря на блистательный финальный танец, это тяжелый спектакль, говорящий о неприятных вещах: о смерти, об отсутствии счастья, об одиночестве. И конечно для зрителя он непривычен и сложен. И поэтому интересно наблюдать не только за тем, что происходит на сцене, но и за тем, что творится в зрительном зале. Например, я чувствовал, как мучительно зал входит в этот спектакль. Как поначалу ощущается непонимание непривычной драматургической и режиссерской эстетики, как зритель все-таки перебарывает себя и пытается прорваться к содержанию, заявленному в этой пьесе. Да, не у всех это в конечном итоге происходит, кого-то пьеса не забирает. Но я думаю, что большую часть зала театр все-таки побеждает. И это трудовая победа (в городе с такими сильными спортивными традициями уместно провести такую параллель). Есть победа на классе, а есть победа трудовая, вырванная зубами. Вот эта победа, вырванная зубами. Победа через не могу, через не хочу. И в этом смысле она гораздо сильнее, чем победа многих других спектаклей, которые с первой минуты сценического времени вызывают восторг, смех и радость зрительного зала. Но театр, как говорит главный режиссер театра Георгий Цхвирава, должен быть разнообразным. В этом большой и глубокий смысл.

Новый зритель

Театр должен сейчас завоевывать нового зрителя. К сожалению, не погрешу против истины, если скажу, что театр стареет. Молодежи в театре становится все меньше. Большая часть зрителей, что уж греха таить, 50+. И если театр не хочет через двадцать лет остаться без зрителя, ему нужно вербовать новых сторонников в среде молодежи. Мне кажется, этот спектакль должен привлечь к себе нового зрителя из поколения Интернета.
Вот в спектакле Анджея Бубеня может произойти очень важная история встречи театра с новым зрителем. Вербовка театром нового зрителя. А это вещь необходимая.

Вызов большого пространства

Очень важно, что спектакль поставлен на большой сцене. Одна из проблем современной драматургии: она «заточена» на камерное пространство, не выдерживает проверку большой сценой.
Хотя, на первый взгляд, пьеса Срблянович, как большая часть современной драматургии, написана под малую сцену, и сначала кажется, что ее драматургического объема, ее дыхания не хватает на заполнение всего этого прекрасного большого зала, но, в конечном итоге, такие мастера, как Валерий Алексеев и Михаил Окунев (когда я говорил о том, что ряд артистов уже смогли найти себя в этой непростой истории, я имел в виду, в первую очередь, конечно, этих двух блестящих художников) убеждают, что пьеса выдерживает размер и объем большой сцены.

Три причины, по которым стоит посмотреть этот спектакль

Причина первая
«Смерть не велосипед, чтоб ее у тебя украли» - это современное художественное высказывание талантливого европейского драматурга.
Сегодня мы имеем некое представление о том, что происходит в современном изобразительном искусстве, хорошо представляем, что происходит в современной зарубежной литературе, мы знаем кино, авторское и не только авторское.
С театром гораздо хуже. Поэтому у многих потенциальных зрителей, у молодежи, которая сидит в Интернете, у людей, которые находятся в тренде, есть ощущение, что театр устарел.. Сколько раз приходилось видеть на обсуждениях спектаклей по современным пьесам: встает молодой человек лет 25-30 и говорит: «Последний раз я был в театре в 5 классе, культпоходом. И с тех пор уверен, что эта история не для меня, мягко говоря стариковская. И вдруг я прихожу, смотрю, и оказывается, что театр — это круто!»
Вот именно то, что «театр — это круто», театр — это современно, что театр это место, где могут быть сказаны какие-то важные вещи о современном человеке — именно все это ярко демонстрирует спектакль «Смерть не велосипед».

Вторая причина.
Я думаю, что все омичи, или процентов 95 жителей этого прекрасного города знают о том, что в театре работают несколько выдающихся мастеров сцены. В первую очередь нужно назвать имена Валерия Алексеева, Михаила Окунева, Валерии Прокоп. И даже те люди, которые видели их далеко не в одной роли, никогда не видели ни такого Алексеева, ни такого Окунева. Каждый из этих больших мастеров по-своему, но удивительным образом — новый, неожиданный, парадоксальный, интересный. Ключевое слово — новый. У каждого какая-то совершенно замечательная, особая актерская история. Режиссеру удалось повернуть каждого из них совершенно неожиданным ракурсом.

И третья причина. Я бы объединил следующие вещи — совершенно замечательная сценография Олега Головко и прекрасная музыка Виталия Истомина, исполненная оркестром.
Один из знаменитых английских режиссеров 19 века говорил: «Театр пишется для глаз».
Так вот, третья причина — это красивая, замечательная эффектная обертка для этой суровой, непростой пессимистической истории. Это пиршество не только для глаз, но и для слуха.

И еще хочется прибавить следующее. Даже если вам категорически не понравится эта пьеса, даже если вы ничего в ней не поймете, даже если вас категорически не убедят эти 1 час 35 минут и вы будете бороться с собой все это время, я уверяю, что в последний момент, последние 5 минут, финальный замечательный танец всех персонажей спектакля, будут тем самым катарсисом, ради которого мы и приходим в театр.

Материал подготовила Юлия Ескина

644043, Омск, Ленина, 8а   Все права защищены (с) 2011 г. БУК "Омский государственный академический театр драмы"
Решение: ДокСофт, Графика: АКСИОН