Софья Чикина

Теория большого срыва

  • Артур Шницлер. «Далекая страна». Омский театр драмы.
    Режиссер — Георгий Цхвирава.
syg.ma 3 марта 2018
Рецензия
17 апреля 2018 года в Омске на улице Ленина, 8-А состоялось большое спортивное состязание. Режиссер Георгий Цхвирава поставил в Омской драме «сцены из супружеской жизни» в двух сетах. За поединком следила Софья Чикина.

В своих спектаклях Георгий Цхвирава последовательно разбирается со временем, с историей. Центром у него становится не просто человек, а человек, вписанный в культурную и историческую картину мира. В премьерном спектакле «Далекая страна» по пьесе австрийского драматурга Артура Шницлера режиссер проводит едва заметную нить между эпохами, погружая героев в условное временное пространство. О победе булгаковских Корзухиных и «Бег» (2012), и «Мария» (2016). В «Трех товарищах» (2017) любовь главных героев протекала на фоне кризиса, зверств, зарождающегося фашизма и вечной озлобленности. Кажется, что именно XX век — самый страшный, ужасный и беспощадный. Что оставил нам век-зверь, не знающий ни жалости, ни сочувствия? Век, в котором девизом человека стал лозунг: «Кто сильный, тот и прав»? Век, который переломил хребет истории и переломал людские позвоночники, превратив жизнь в труху, лишив ее всякой гуманистической ценности?

«Далекую страну» Шницлер написал в 1911 году. Георгий Цхвирава, осуществляя первую для России сценическую версию пьесы спустя сто лет, находит в ней темы, созвучные сегодняшнему дню.

Центральное решение, режиссера и художника (сценография — Эмиль Капелюш), это теннисный корт, занимающий практически все пространство сцены. Жизнь как состязание. Жизнь как борьба. Жизнь как война. Нет права на слабость, нет права на нравственность. Быть порядочным? Сегодня это уже не актуально. Человек человеку волк. Человек человеку враг.

Теннис — вид спорта, в котором соперничают два игрока («одиночная игра»), либо две команды, состоящие из двух игроков («парная игра»). Задачей соперников является при помощи ракеток отправлять мяч на сторону соперника так, чтобы тот не смог его отразить, не более чем после первого падения мяча на игровом поле на половине соперника (по определению Википедии).

Атмосфера спортивного состязания — это метафора запутанных и сложных отношений между мужчинами и женщинами, но частное Цхвирава выводит на уровень общего, создавая сложную систему культурологических и образных отсылок (тут и Ингмар Бергман, к которому отсылает жанр спектакля, фотографии мертвых альпинистов на склонах Эвереста, музыкальное сопровождение — песни Шарон Ковакс).

Борьба за молодость, за материю — это знамя времени, дня сегодняшнего. Так немолодой уже Фридрих Гофрайтер (заслуженный артист России Александр Гончарук) пытается вернуть вкус к жизни через многочисленные интрижки, любовницы молодеют, а вожделенное удовольствие остается недосягаемым. Его жена Гения (Марина Бабошина) — неяркая внешне женщина с какой-то непоколебимой внутренней силой, терпит все выходки мужа, но и она сдается. Вступает в борьбу и заводит роман с юным Отто (Николай Сурков). Борьба Гофрайтеров — это спортивное состязание, полное азарта. Кто кого и ничего больше. В этой игре нет границ, здесь цель оправдывает средства, но в отличие от афоризма, где условием было спасение души, тут цель — это только победа. Даже, если она уничтожает душу.

Счет 2:3. Эйс. Аут.

Цифры на табло меняются с бешеной скоростью, образуя к финалу кардиограмму сердечного ритма. Закипает кровь, бешено бьется сердце. Ритм. Гонка. Спорт. Только не сдаваться: удар, еще удар.

В первом сете поединок проходил при преимуществе Гофрайтера. Кажется, что герои бесконечно испытывают себя на прочность: теннисные матчи, восхождения на Эверест, — что еще можно придумать, чтоб утвердиться в этом мире? На горной вершине существует так называемая зона смерти, где неизбежно начинает развиваться гипоксия, вызванная кислородным голоданием. Мужчины и женщины в «Далекой стране» уже в этой зоне, там холодно и нечем дышать — ты неизбежно идешь к смерти. Здесь между людьми нет близости, и не работают никакие законы нравственности. Цхвирава намеренно обостряет холодность сценического мира: отстраненное актерское существование и четкий, строго организованный ритм действия и речи, — все это создает напряжение внутреннее, скрытое от глаза.

Молодая Эрна Вааль (Мария Токарева) — развращенная девочка, животно набрасывающаяся на Гофрайтера, как на трофей, делающая селфи на фоне теннисного корта, бесконечно тыкающая пальчиками в смартфон — явно персонаж сегодняшний, представительница поколения уже даже не pepsi, а instagram. Реальная жизнь фиксируется для виртуального пространства с щепетильной педантичностью, но в перерывах между «селфи» и «сторис» растет пустота и отчужденность. Все на виду, все про всех все знают, любое высказывание становится публичным: так, когда на сцене уединяется пара, то за ними с экранов, расположенных по бокам сцены, наблюдают искаженные огромные лица любовников или законных супругов (в зависимости от того, кто на этом рандеву остался на скамейке запасных). И при такой информационной интимности каждый сам за себя, каждый переживает публичное одиночество. Каждую секунду тут умирают души и тела, а поток людей, их болтовня и выяснение отношений, продолжается, как ни в чем не бывало. Говорят, когда поднимаешься на Эверест все точно также: ты видишь умирающего и проходишь мимо, иначе умрешь сам. На спуске можно застать уже мертвеца. Эти трупы остаются на вершине и служат своеобразным ориентиром для новобранцев.

В хитросплетении мужско-женских отношений жертвы тоже неизбежны, но никто не будет ни спасать, ни оказывать помощь — можно только посмотреть, как у других, и идти к вершине своим путем.

Шницлер, надо заметить, был дружен с Зигмундом Фрейдом, в основе учения которого лежит пансексуализм и, как следствие, война полов. Карл Густав Юнг, ученик Фрейда, утверждал, что психологически нездоровые люди обычно фанатики здорового образа жизни, по той причине, что они боятся смерти, ощущают, что еще не жили, что лучшее еще впереди.

В спектакле Цхвиравы герои фанатично спортивны: и теннис, и горы, и велосипеды — кажется, что в их жизни есть место только физическим состязанием и выяснению отношений. Если кто-то из нас сейчас откроет инстаграм, то убедится, что и мы недалеко ушли от героев «Далекой страны». Какие хештеги в ходу у ваших друзей? #любовь #красота #пп #зож #фитоняшка — список, собственно, можно продолжать довольно долго.

Мы живем в мире-вакууме, находясь в постоянном состоянии публичного одиночества, в мире заготовленных эмоций: лайк, дизлайк, ха-ха, сочувствую и смайлик со слезой. Не хватает эмоционального диапазона фейсбучной ленты? Можно купить стикеры, использовать гифки и мемы. Все готово, просто и удобно — мы не любим, когда мир проникает в нас и, не дай Бог, претендует на наши чувства. И они стираются. Люди потребляют друг друга, но пустота продолжает увеличиваться. Холод и вакуум. Мир на грани большого срыва. Мы разучились любить.

Счет 0:0. Эйс. Эйс.

Аут…